Всероссийский урок, посвященный литературному наследию российского драматурга, публициста и общественного деятеля В.Г. Распутина

17.03.2017 10:45

15 марта в школьной библиотеке МКОУ "Дудаченская ОШ" в 8-9 классах прошёл публичный урок чтения по творчеству В. Распутина. В этот день писателю исполнилось бы 80 лет. Валентин Григорьевич Распутин один из немногих русских писателей, для которых Россия – не просто географическое место, где он появился на свет, а Родина в самом высоком и наполненном смысле этого слова. Ещё его называют «певцом деревни», колыбели и души Руси.

В библиотеке учащимся была представлена выставка произведений В.Г. Здесь были и знакомые произведения: «Уроки французского», «Живи и помни», а так же и другие произведения.  Для урока был выбран рассказ Валентина Григорьевича Распутина «В ту же землю», который называют самым пронзительным и самым трагическим произведением писателя. Школьники прослушали его на одном дыхании. Заголовок «В ту же землю» задал тему и проблему авторской исповеди: В. Г. Распутин видит прямую связь между началом оскудения жизни и разорением земли. Землю разорили, воздух и воду замутили - чего хорошего от того ждать? И нравственность во всем истрепалась, куда ни глянь. Распутин видит одну из главных причин этого в том, что потеря дома, потеря земных корней - одна из причин оскудения человека.

Рассказ драматичен по содержанию, сложен по проблематике и правдив. Он о сегодняшнем «дурном времени», в котором мы пребываем уже не одно десятилетие. И каждая деталь, каждая черточка нашей  повседневной жизни, перенесенная на страницы рассказа, до боли узнаваема. Рассказ В. Г. Распутина публицистичен. Учащиеся, проанализировав и его начало (это сильные позиции в тексте), смогли увидеть смыслонесущий характер этих сильных позиций и настроиться на многоплановое восприятие произведения.

Писатель ставит перед современниками много трудных вопросов. Среди них один из самых трудных - как жить, оставаясь человеком, в обществе, расколотом на два «разнящихся мира». Каким чувством пронизан весь рассказ? Ученики были едины в ответе - боль. Каждая строчка рассказа «кричит» о боли, овладевшей автором при созерцании современной жизни и понимании катастрофичности бытия. Но при этом писатель не снимает и с себя ответственности за происходящее, он впускает читателя в самые сокровенные глубины собственного духовного мира, стремясь понять и себя и свое поколение, т.е. исповедуется перед читателем. И эта исповедь заставила задуматься подростков.